Домой Написать письмо Карта сайта
Ландшафт » Малые архитектурные формы

Малые архитектурные формы

Из большого многообразия малых архитектурных форм наиболее распространены: ограды, скамьи, декоративные вазы, садовая мебель. светильники, скульптура, питьевые фонтанчики, фонтаны, бассейны, беседки и павильоны. Архитекторами решается задача по созданию новых малых архитектурных форм для оборудования садов и площадок. Киевские архитекторы создают в разных районах города интересные композиции на детских площадках, возле памятников архитектуры, в уголках отдыха. Появляются образцы садовой мебели из прочных материалов, светильники, садовая скульптура, вариантные типы оград, входов в сад и т. д.

В ландшафтной композиции малого сада важное значение имеет правильное размещение малых форм. Например, в Японии каменный фонарь стал неотъемлемым элементом каждого малого сада. В саду фонари ставят в определенных композиционных точках в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями и прудами: у подножия горы, на острове, на берегу озера, около входа, у колодца и т. д. Фонари освещают сад и служат архитектурным элементом, приятно контрастирующим с естественной природой.

Они должны быть соразмерны с пространством, в которое вписываются. Различают два типа фонарей: на подставках и на ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из следующих элементов: основания, пьедестала, держателя для светильника и навершия. Фонари, у которых отсутствует основание, верхушка и пьедестал, располагают прямо на земле. Существуют фонари, пьедестал которых состоит из одной, двух, трех и четырех ножек. Красивые и пропорциональные светильники в малом саду придают своеобразие композиции, выделяют светом и цветом предметы малого пространства.

Место установки фонаря выбирают на берегу водоема. Грибовидную форму согласуют со стволами деревьев. Камни береговой линии контрастируют с вертикалью, а высокий кустарник на противоположном берегу уравновешивает ограниченное пространство малого сада.

Фонарь-светильник располагают у мостика перед чайным домиком. Он органично вписывается в окружающую среду, композицию дополняет криволинейный мостик-кладка. Такие фонари компонуются с вертикальными камнями на открытом пространстве, огражденном архитектурными объектами и высокой зеленью. Каменный фонарь как архитектурная форма широко используется в современной ландшафтной архитектуре.

В фрагменте парка культуры и отдыха в Катовице (Польша) фонари установлены в местах перепада рельефа местности. Они подчеркивают плиты замощения, каскадом уложенные на перепадах. Вертикальные акценты увязаны с горизонталями плит и скамеек, в швах плит посеяны цветы и трава. Эти фонари используются в ночное время как светильники, что создает световой эффект. Недостатком композиции таких фонарей является отсутствие вблизи камней и кустов, которые бы зафиксировали точки их установки.

В малых садах широко используются каменные пагоды. Их форма и силуэт близки к природной форме хвойного дерева, поэтому они удачно компонуются в садах и парках. Как доминанты пагоды располагают на возвышенных точках сада в окружении деревьев и кустов, придавая определенную масштабность всему саду.

Элементом малого сада служит и такой утилитарный предмет, как сосуд для воды. Окруженный камнями, фонарями и кустарниками, он создает законченную художественную композицию. В садовом искусстве большое внимание уделяется подступам к усадьбе и проходу, ведущему от ворот к фасадной двери, так как именно это формирует первое впечатление посетителя. Никогда не создается прямолинейный подход, сразу раскрывающий вход в дом: его решают в виде простой кривой или зигзагообразной ломаной линии. Подходную дорожку обсаживают зеленью, усилив композицию несколькими камнями (большое количество камней здесь излишне, так как это снизит художественные достоинства решения). Если позволяют масштабы, проезд для машины трассируют в виде петли, внутреннее пространство которой засаживают вечнозелеными деревьями и кустарниками, чтобы не просматривалась входная дверь.

Большое значение в малоэтажном строительстве имеет художественное решение территории перед домом в соответствии с его архитектурой. Каменная дорожка направляет посетителя к калитке пли непосредственно к крыльцу дома. Входная калитка и поворот дорожки дополнительно акцентируются каменным фонарем.

Садовые калитки, находящиеся на усадьбе, расчленяют пространство, зрительно увеличивая его. Используя принцип «заимствования пейзажа», калитки делают прозрачными пли вовсе открытыми. Изгороди, калитки и ворота чаще всего делают из местных материалов как сплошными, так и сквозными. Здесь проявляются оригинальный вкус и большая выдумка народных умельцев. Приемы использования национальных традиций при решении оград и входов часто встречаются в селах Украины (особенно на Буковине и в Закарпатье), в Польше.

Оригинально оформлен вход в малый сад Щитницкого парка во Вроцлаве. Народная мудрость создала устойчивую пространственную конструкцию, а местные особенности и климат обусловили форму. В малых садах находят применение мосты и мостики через многочисленные ручьн н протоки. Они могут быть бамбуковые, деревянные или каменные (длинная плита прямолинейного или криволинейного очертания).

Мостик нельзя рассматривать как изолированный элемент сада. Он входит в комплекс малых архитектурных форм. Мостики более позднего происхождения носят в себе элементы искусственности, более точно очерчены и имеют бортовые элементы с водоотводом. Их основной задачей является создание удобной видовой точки. Мостики криволинейного очертания создают приятный контраст с горизонталями крыш и водными поверхностями. При значительных пролетах на них устраиваются перила. В малых садах встречаются мосты сложной формы, в виде кривой или полукружия с арочным проемом. Входы на них акцентируются фонарями.

В пространственной композиции сада важная роль отводится арочному мосту. В центре сада устанавливаются крытые мостики, где можно укрыться от знойного солнца или дождя.

Выдумку и фантазию проявляют садовники при устройстве простых мостиков-кладок через ручейки и протоки. Для акцентирования таких мостиков используются вертикальные камни, вокруг которых организуется пространство. Мостики-кладки хорошо вписываются в пространственную композицию малого сада. Особое внимание в композиции мостика-кладки уделяется опорам, обрамленным камнями и кустарниками. Горизонталь мостика гармонирует с устоями открытой галереи, перекинутой через озеро. Законченную композицию представляет мостик-кладка с камнями, кустами и фонарем в саду.

В современных садах встречаются зигзагообразные мостики искусственной кладки. Удачно решены мостики в Главном ботаническом саду в Москве, например, мостик криволинейного очертания с низкими бортами в одном из уголков сада, композицию которого обогащают камни и кустарники, окружившие его.

В решении пространственной композиции малого сада принимают участие беседки и павильоны. Важно точно определить место их расположения и найти выразительную форму. Сама природа как бы предопределила место и форму павильона напротив двух островков с камнями и низкорослыми соснами. Высокая крыша дополняет картину рельефа, завершая архитектурно-пространственную структуру уголка сада.

Сооружения из местных материалов отлично компонуются с камнями и другими природными формами. Эти приемы можно рекомендовать к использованию в современной ландшафтной архитектуре.

2008-2012 © prilichno.ru, Все права защищены  |  E-mail: admin@prilichno.ru    |    Карта сайта    |    Дизайн