Домой Написать письмо Карта сайта
Ландшафт » Каменные композиции

Каменные композиции

Одной из характерных черт анализируемого садово-паркового искусства является использование естественных камней в композиции сада. Особое внимание уделяется их формам и пропорциям, которые определяют породы деревьев и размер малых форм, размещенных в саду.

Для создания каменных композиций сада рекомендуют пять основных форм камней. Они могут быть сгруппированы по-разному. Изменяя положение отдельных компонентов, из трех камней, например, можно создать восемь вариантов каменных композиций, из двух камней — десять вариантов. Самые живописные композиции можно составить из пяти основных камней под деревьями. Этот прием следует рекомендовать для использования в современной ландшафтной архитектуре. Ставят или укладывают камни в наиболее возможном естественном положении. Композиция из пяти камней под деревьями впечатляет своей монументальностью, пластичностью и соразмерностью.

В устройстве каменной композиции на ЭКСПО-70 в Осаке творчески использовано классическое наследие: скульптурная группа камней у входа на выставку господствует в пространстве, придавая ему значимость и необходимую масштабность. Каменные композиции в открытом пространстве объединяются плоскостью основания из песка или щебня. Эффектно цветовое сочетание зеленовато-сиреневых камней, желтой бамбуковой ограды, серого песка и зеленых насаждений на фоне голубого неба.

Оригинально может быть решена композиция из камней на воде, отражение которых просматривается сквозь тончайшие ветви ивы. Для использования в современном садовом искусстве можно рекомендовать композиционную схему устройства водопада, где центральное место занимает отвесный зеркальный камень, по которому падает вода. Справа и слева от него расположены фланкирующие камни, контрастные по форме и размерам. У их подножия на переднем плане размещены камни основания, также разные по размерам и создающие глубинную композицию. Над зеркальным камнем положен камень, разделяющий водные потоки, у подножия водопада ему соответствует камень, разделяющий волны и струп водопада.

В ограниченном пространстве малого сада особенно тщательно должна быть продумана циркуляция движения. Для переходов через воду могут быть использованы вышедшие на употребления каменные предметы (жернова, устои). В современных садах применяются каменные дорожки, узорно вымощенные искусственными и естественными камнями. Утопленные в газон, они создают живописные композиции: светлые плиты хорошо видны на темном мху даже в ночное время.

Пересечения маршрутных дорожек обычно располагаются в композиционных точках сада. Кроме камней-дорожек, применяются и щебеночные, позволяющие прогулки при любой погоде. Отсутствие поребриков или бортовых камней органично связывает дорожку с газоном, зрительно увеличивая ограниченное пространство.

Каменные композиции широко используются в отечественном садово-парковом искусстве, особенно в парках Украины и Крыма. Композиции «Большой хаос», «Лунный камень» и камни вокруг Лебединого озера в Алупкинском парке в Крыму производят сильное эмоциональное впечатление. Великолепны каменные гроты, водопады и каскады Уманского парка «Софиевка», придающие ему единство художественного замысла. Нельзя себе представить «Софиевку» без Тарпейской скалы, Долины гигантов, Критского лабиринта, гротов Венеры, Страха и Сомнений, Черто-вого моста и других композиций.

В Центральном ботаническом саду в Киеве доктором биологических наук профессором Л. И. Рубцовым созданы интересные композиции в сочетании камней с рельефом и флорой. «Каменная гора» видоизменила фрагмент сада и служит выразительным фоном для открытого пространства с цветниками. Холмы переднего и среднего плана преобразовали долину во всхолмленный ландшафт, близкий к природному. Созданы новые интересные видовые точки, с которых открываются великолепные пейзажи и виды.

Очень выразительны те группы камней, которые сложены по принципу гармонии или контраста, составляя законченную композицию, хорошо вписывающуюся в окружающий ландшафт. Вертикальный камень, организуя всю группу и пространство, перекликается с вертикалями далекого плана.

Другая группа камней вместе с растениями представляет динамичную композицию, как бы устремленную вниз. Заслуживает внимания уголок отдыха, оборудованный с применением камней и колод старых деревьев, уложенных на пересечении трех аллей в живописном затененном месте. Эти выразительные формы хорошо контрастируют с плитными замощениями и цветником. Отсюда открывается перспектива на широкую центральную аллею с зеленым газоном.

В саду Политехнического института в Киеве создана композиция из трех камней в сочетании с цветами и малыми формами. В ботаническом саду Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко создается горный ландшафт районов Украины, из многочисленных камней возникают каменные композиции, рекомендованные для склонов холмов. В Главном ботаническом саду в Москве перед павильоном розария оборудованы места отдыха со скамьями в виде колод старых деревьев в сочетании с камнями. По сторонам главного входа в павильон, под деревьями, уложены каменные глыбы.

В ботаническом саду Московского университета на Ленинских горах создан альпинарий (рокарий) с применением большого количества камней в сочетании с травянистыми многолетниками и кустарниками из горных районов нашей страны. Берег небольшого горного озерца, заросшего камышом, осокой и другими водяными растениями, оформлен камнями естественных форм, что придает особую живописность пейзажу. В другом уголке альпинария камни красивой текстуры в сочетании с высокими цветами и растениями подчеркивают поворот горной тропы и завершают композицию горного ландшафта. Камни широко используют при устройстве каскадов и водопадов. Примером удачной композиции может служить водопад в малом саду Щитницкого парка во Вроцлаве (Польша). Полноту эмоционального впечатления дополняет цветовой и шумовой эффект от падающей по камням воды. Заслуживает внимания также водопад в фрагменте Грузинского парка на ВДНХ в Москве.

Наследуя и развивая традиции отечественного садово-паркового искусства, украинские архитекторы создали интересные каскады в парке имени 50-летия РФ в Черкассах. Живописны камни, фланкирующие плотину и водопад, где вода с шумом переливается в нижний уровень.

Четырехструйный каскад вместе с камнями является большой творческой удачей авторов, преемственно использовавших приемы парка «Софиевка» в новой трактовке. Здесь очень интересен прием контрастного сопоставления природных форм н строительного искусства.

Ландшафтные архитекторы часто используют камни в виде скульптуры, придавая то или иное символическое значение композиции. Так, в Сочи возникла композиция из пяти сталагмитовых образований в сочетании с водными плоскостями и островками. Эта созданная самой природой полуабстрактная скульптурная группа олицетворяет, по замыслу автора, идею горного Кавказа. Хорошо закомпонованные по форме, пропорциям и фактуре сталагмиты в единстве с прозрачной водой, зелеными насаждениями и окружающим пространством производят приятное впечатление и обращают на себя внимание своей новизной.

Доминирующей форме главного сталагмита подчинены другие вертикали. В композицию входит и шестой элемент — постелистый камень, лежащий в стороне. В водоеме, днище которого выложено морской галькой, как в зеркале, отражаются скульптурная группа и окружающее пространство, придавая всей композиции необходимую масштабность.

Приведенные образцы и примеры садово-паркового искусства могут быть широко использованы при проектировании и строительстве малых садов как самостоятельных пространств, а также в виде фрагментов парков с максимальным приближением к естественным природным условиям. Рекомендации по созданию каменных композиций и фрагменты малых садов холмистого и равнинного стилей будут способствовать созданию новых решений, отвечающих повышенным эстетическим требованиям современной ландшафтной архитектуры.

2008-2012 © prilichno.ru, Все права защищены  |  E-mail: admin@prilichno.ru    |    Карта сайта    |    Дизайн